06.08.2024
Сетевая
инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации
детей раннего и
дошкольного возраста»
Организация
совместной деятельности детей как условие их позитивной социализации.
Актуальность направления:
В современном дошкольном
образовании происходят значительные изменения, коснулись они и образовательного
процесса в детском саду: воспитатели решают образовательные задачи в совместной
партнёрской деятельности с детьми и создают условия для свободной самостоятельной
деятельности детей и общения ребёнка с другими детьми. Совместная деятельность
взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного
процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном
пространстве и в одно и то же время. Предполагает индивидуальную, подгрупповую,
фронтальную формы работы с воспитанниками, как в организованной образовательной
деятельности, так и в режимных моментах.
Совместная деятельность
объединяет участников общим делом. Взаимодействуя с другими людьми, ребёнок
дошкольного возраста приобретает навыки общения, учится отстаивать свое мнение,
совместно обсуждать варианты решения задач и принимать общие решения, вести
конструктивный диалог и общаться. Поэтому так важно показать детям образцы
ведения диалога, научить их общению и совместной деятельности.
Совместная деятельность в
детском саду реализуется через организацию различных видов детской деятельности
(игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную,
продуктивную, музыкально-художественную, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. В ходе совместной деятельности происходит
обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог
должен быть готов к импровизации, к встречной активности ребёнка.
Проблемное поле:
Современные дети сегодня реже
свободно играют и общаются со сверстниками, особенно в условиях больших
городов. Серьёзную проблему вызывает то, что сюжетно-ролевая игра у старших
дошкольников не достигает наивысшего уровня развития, она «уходит» из жизни дошкольников,
и одной из причин является отсутствие разновозрастных детских сообществ. В
результате страдает развитие детей в целом, их самостоятельности и
инициативности, произвольности, воображения. Поэтому очень важным является
сохранение условий в детском саду, в которых ребёнок играет со сверстниками,
сотрудничает с другими детьми, проявляет инициативу, учится выстраивать
отношения с людьми.
Взрослый, который находится
рядом с ребёнком дошкольного возраста, родитель или педагог, должен помнить о
том, что решать и всё делать за ребёнка НЕ НУЖНО. А нужно дать возможность
ребёнку самому проявить самостоятельность и инициативу. Во взаимодействии
взрослого и ребёнка, действия и активность взрослого не должны преобладать.
Важно сделать паузу и предоставить детям возможность высказаться, выразить своё
мнение, предложить варианты решения задания, обсудить с партнёром действия
каждого. Ошибки, неверные ответы и
решения – это полезный и необходимый опыт для ребёнка.
Цель:
Определение условий развития
ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
2. Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов ДОО в вопросах организации совместной деятельности с
детьми.
3. Обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей)
в вопросах организации совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
· Разработка модели «Организация
совместной деятельности детей»: ребёнок-педагог, ребёнок-сверстник,
ребёнок-младшие дети и старшие дети, ребёнок-родители.
· Разработка различных
вариантоворганизации совместной деятельности взрослых и детей и сотрудничества
ребёнка с другими детьми (сценарии мероприятий, коллективных игр, волонтёрская
деятельность, проектная деятельность, проведение социальных акций и др.).
· Распространение опыта по организации
совместной деятельности детей, способствующей их позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности (разработки, видеоролики, статьи,
мероприятия).
Научный руководитель
инновационной площадки «Педагогические условия позитивной социализации детей
раннего и дошкольного возраста»
Профессор, доктор
педагогических наук, Майер Алексей Александрович.