06.08.2024
Сетевая
инновационная площадка
«Внедрение
оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в условиях ФОП
ДО
Актуальность:
По данным
разных специалистов, что подтверждается официальной статистикой, абсолютно
здоровыми можно назвать до 10-12 % детей.
Несмотря на
это, мы утверждаем, что частично проблемы здоровья детей можно решать в стенах
детского сада. Но не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет
более широкого включения психолого-педагогических и оздоровительных технологий,
позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать ребенку,
посещающему детский сад, здоровье. По определению ВОЗ здоровье – это состояние
полного (физического, психологического, социального) благополучия.
Мы поддерживаем
В.Т. Кудрявцева, который утверждает, что оздоровление трактуется не как
совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения
психофизиологических возможностей детей.
Проблемное поле:
Стремление к
комплексности оправданно и понятно, тем более, в таком деле, как физкультурно-оздоровительная
и воспитательная работа. Следует отметить, что в русле
физкультурно-оздоровительной работы в детских садах необходимо решать не только
лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это
определяется спецификой предмета данной работы - детского здоровья. Ведь
здоровье — это основание жизненной целостности организма, а болезнь - источник
ее распада на локальном или глобальном уровне.
По мнению В.Т.
Кудрявцева такая целостность не дана (в том числе - не дана от природы), а
задана. Задана - в сложной и многомерной системе внутренних и внешних
обстоятельств человеческой жизни, в универсальной «сетке» социально- и
природно-экологических связей, в которые вплетен ребенок, по крайней мере, с
момента своего зачатия. Именно поэтому здоровье и основанная на нем жизненная
целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков,
но и педагогов (и психологов), т.е. - предметом
проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.
Общий выход из
ситуации видится следующим. Необходима разработка таких
образовательно-оздоровительных проектов, в
рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми
изначально будут заданы в органичном
единстве. Эту установку выдвинул еще Е.А.Аркин, однако и по сей день она не
получила должной конкретизации. Ее конкретизация предполагает не только
создание специфического программно-методического обеспечения, но шире -
отработку новых моделей ДОУ.
разработка и
экспериментальная проверка комплексной модели физкультурно-оздоровительной и
воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Разработать содержание и формы
физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного
возраста в условиях ФОП ДО.
2.Выявить связь между состоянием здоровья ребенка,
уровнем его физического и психического развития и способами организации
комплексной формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы.
3.Разработать методические и дидактические материалы к
курсам повышения квалификации работников образования по проблеме оздоровления и
развития детей.
4. Разработать для воспитателей ДОУ материалы по
организации работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
разработка системы мероприятий в
соответствии с основными принципами оздоровительно-воспитательной технологии
«Здоровый дошкольник» и требованиями ФОП ДО;
разработка системы взаимодействия
дошкольной организации с родителями воспитанников в вопросах оздоровления в
семье;
создание методических рекомендации по
реализации оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник»» в
условиях ФОП ДО;
распространение опыта реализации
оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник»» (вебинары,
круглые столы, курсы повышения квалификации и т.д.).
Научный
руководитель инновационной площадки «Реализация оздоровительно-воспитательной
технологии «Здоровый дошкольник»
Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических
наук, руководитель проекта по дошкольному образованию