Опыт работы Климовой Елены Османовны

16.01.2022

Да здравствует грамматика!

29.12.2014

«Да здравствует грамматика!» 

 

Занятия по грамматике русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, и в гостях, и в транспорте, словом, где угодно.

    Что-то заинтересовало ребенка. «Мама, смотри,  какая машина!» — «Какая?» — переспрашиваете вы. «Красная», — отвечает ребенок. – «А если она перевозит груз, то как она называется?» — «Грузовая». – «Грузовую машину как назвать одним словом?» — «Грузовик». – «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» — «Железный», — следует ответ ребенка. – «Кто ведет машину? Машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок».  На первый взгляд вы обсуждаете с ребенком увиденное – проехал грузовик. А смотрите, сколько сделали грамматических упражнений: здесь словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Свернул за угол».

   Такие упражнения совсем не сложные, они не требуют дополнительного времени. Просто во время прогулки не кивайте автоматически: «Да, машина проехала», а выведите ребенка на разговор, на обсуждение.

Правда, если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он «закроется» и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь как можно больше говорить с ребенком, расспрашивая его заинтересованно, что-то иногда подсказывая.

  Старайтесь говорить с ребенком развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называйте как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в ваших руках!

Маме на заметку

29.12.2019

 Маме на заметку

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

 

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

 

3.  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

 

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

 

5.  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

 

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

 

8.  Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь  каждый день.

 

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

 

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

Участник всероссийского педагогического совета

12.09.2016

консультация для родителей "Что читать детям?"

16.09.2018

     Что читать детям?

                                 

       На втором году происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша.Хочу такой сайт

       Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками: минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним.

      Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки. Ребёнку легче воспринять именно данные тексты, ведь многие песенки он уже слышал от мамы в устном исполнении. В текстах потешек много слов, приближенных к детской речи: «киса», «зайка», «петя» (петушок), что облегчает понимание текста ребёнком. Потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

       Ещё одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

    

     В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.

    Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).

      Как раз по возрасту стихотворные сказки К.И.Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Телефон».

     Нравятся детям стихи С.Я.Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок.

      Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей.

               

          К четырём годам ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения.

 

     Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны четырёхлетнему ребёнку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так же понятны малышу, как и русские народные.

                                                                                                                                               

     Возросшим познавательным потребностям детей должен соответствовать  и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются (появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н.Сладкова, В.Бианки, Ю.Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто добавляются стихотворные произведения В.Маяковского, Б.Заходера. В 5-6 лет дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева.

     Можно пробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастёт в традицию семейного чтения по вечерам.

    Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи. Телевизор нужно смотреть как можно реже.

консультация для родителей "Хочу говорить"

16.12.2018

       Хочу говорить

   Если вашему ребенку уже исполнилось два года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в «словарном запасе» малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляют ребенку в семье и условий, в которых малыш растет и развивается.

  * Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком картинки про мишку, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу… (идет, гуляет). На дереве – улей с медом. Мед мишка очень… (любит, хочет). Вот мишка на дерево… (лезет)…» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов.

 

   *Закрепите у ребенка умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и не договаривая последнее слово в конце строчки. Если ему очень нравится какое-нибудь стихотворение и он постоянно просит его почитать, попробуйте предложить ему начать 1-2 строчки.

  

   * Очень важно активизировать в  речи ребенка употребление разнообразных прилагательных (большой – маленький, горячий – холодный, хороший – плохой). Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним.

  

   * Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа: «Расскажи, что ты будешь делать летом, на даче у дедушки». Предполагается, что малыш «вспомнит» прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограничены, не переоценивайте их.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».